Цирк - это представление, зрелищное искусство. По законам цирка происходит блестящее представление профессиональных артисты цирка. Основной задачей таких артистов – демонстрация оригинального, необычного, а часто и смешного. Зачастую в программу входят такие номера, как клоунада, дрессированные животные с артистами, мимы, фокусники, акробаты, эквилибристы и т.д.
Артисты циркового искусства – наиталантливейшие люди со сложной структурой номеров под куполом цирка. В этот состав входят клоуны, фокусники, гимнасты, акробаты, жонглёры, дрессировщики, вольтажировщики.
В давние времена к зрелищному искусству цирка относились гладиаторские бои, бега колесниц – Древний Рим; а в Испании и до сих пор знаменита коррида – бой человека с быком. Но современный цирк не такой, он складывался на протяжении веков и современный вид приобрёл только в конце 18 века. С тех времен изменилось место, т.е. появилась арена цирка – манеж с небольшим барьером, отделяющий сцену от зрителей, появился купол (потолок сферической формы) для «воздушных» артистов.
Цирк по явлению можно сравнить с театром, т.к. оба появились для развлечения простых людей на площади. Такие артисты «с площади» собирали вокруг себя зрителей, образовывался круг. Таким опытным путём и определилась самая целесообразная площадка-манеж с размером в тридцать метров. На такой круглой площадке дрессировщик с длинным бичом свободно управлял лошадьми, а наездник на лошади мог сохранить устойчивость.
Позже цирк перенесли в закрытое помещение и поэтому для «воздушных» артистов нужно было сделать своё место для выступлений «в небе». Было разработано сферическое пространство: театральный потолок заменили куполом. Все выходы цирковых артистов основывались на условиях производственной площади. Так появилась цирковая режиссура, люди стремились организовать выступление, которое наиболее могло выражаться на фоне круглой арены и сферического купола.
Цирк впитал жанры с площади и варианты выразить их на арене. В разные времена под влиянием разных обстоятельств каждый жанр развивался по разному: один жанр более развивался и распространялся, другой – менее. Менялось всё начиная от подачи номеров до общего представления. Единственное, что не поддалось изменениям – публика.
Цирк – это своеобразная поэзия труда. И когда артист цирка идёт на сцену, то идёт работать, а не играть. У него свой художественный образ, созданный костюмом, гримом, аксессуарами и конечно же музыкой. Но всё-таки, самое главное – это талант, без него артист не сможет воспроизвести характер своего образа.
Одно из важнейших мест в цирке занимают артисты – клоуны. Эти цирковые артисты соединяют в себе комический и героический характер искусства. Изначально исполнение номера клоунады строилось их неловкости и неуклюжести, якобы клоуны всё делают неправильно. Но осилив свои неуклюжие и трусливые действия, артист демонстрировал нечто необычное, выдающееся. И вот, в конце концов, он становился героическим персонажем.
Цирк – это место оптимизма, это победа добра над злом, это возвышение прекрасного над безобразным. И несмотря на то, что цирк веками преобразовывался, наш украинский цирк сохранил своё: свои традиции, свои особенности, потому что для каждого народа своё национальное искусство ближе всего.